НДС 20%: насколько
подорожает жилье
Повышение НДС до 20% приведет
к росту стоимости жилья и сокращению
числа предложений на рынке.
Ставка налога на добавленную стоимость (НДС) в России поднята до 20% с 1 января 2019 года. Рост НДС, который переносится в конечные цены всех товаров и услуг, скажется на рынке недвижимости, который уже начал реагировать поднятием цен на строящееся жилье, считают эксперты.
Опрошенные участники рынка недвижимости считают, что повышение НДС неизбежно приведет к росту цен на квартиры и другие жилые объекты. Этому способствует то, что цены поднимутся на строительные материалы, топливо и другие сопутствующие товары и услуги. Возможны и сокращение платежеспособного спроса населения, и рост темпов инфляции, что не позволит продолжать снижать ставки по ипотеке.
Начальник отдела маркетинга ГК «Жилстройинвест» Иван Зорин отметил, что в последние полгода количество факторов, которые влияют на стоимость квадратного метра, увеличилось в разы.
«Вариантов для ценовых маневров остается все меньше, цены растут не только из-за поднятия НДС. Причины – это и работа по эскроу-счетам в рамках изменения законодательства, и повышение стоимости всех материалов строительства, ставка по ипотеке тоже растет, что снижает спрос. В итоге фактическая стоимость квадратного метра для застройщика возрастает, и сдерживать цены уже не представляется возможным – они вырастут», – заявил эксперт и отметил, что уже сейчас некоторые игроки на рынке начали поднимать цены.
«Кто-то плавно, а некоторые и на 15-20 тыс. рублей за квадратный метр единовременно. Наша компания тоже не исключение, и мы подняли цены с 1 января на 5 тысяч рублей на некоторые наши объекты. Общий подъем за год составит 20% в зависимости от класса объекта. Наибольший рост цен ожидает комфорт-класс. Стоимость этих объектов в Уфе уже подошла к границе 85-100 тыс. рублей за квадратный метр, а к лету, скорее всего, перешагнет отметку в 100 тысяч рублей. ГК «Жилстройинвест» пока держит стоимость до мая текущего года, а дальше начнется плавный подъем», – резюмировал господин Зорин.

Среди факторов, влияющих на стоимость квартир для конечных потребителей, член комитета по строительству БРО ОПОРА РОССИИ Эдуард Камалетдинов выделяет так же рост цен на ГСМ и волотильность валют.
«Совокупность всех факторов приведет к росту на 10-15%. Однако надо понимать, что потребители не готовы к сильному скачку цен, рост ипотечных ставок тоже этому не способствует. С учетом этого среднегодовое повышение цены может составить 10 процентов. Полагаю, что повысится интерес к вторичному рынку в части жилых объектов, построенных позднее 2000 года. Безусловно, застройщики вынуждены повышать интерес к своим объектам. В сложившейся ситуации большие скидки от застройщика должны заставить задуматься, к чему это может привести. Пример – аналогичная ситуация с банками, когда банк резко повышает ставку по вкладам, и через некоторое время у него отзывают лицензию. Надежность застройщика определяется многими факторами – это опыт работы, количество построенных объектов, количество строящихся объектов, наличие своей производственной базы, техники и тд», – заявил господин Камалетдинов.
«Мы сдерживали конечную цену для покупателя за счёт уменьшения маржинальности и сокращения издержек. Основная группа строительных материалов (кирпич, утеплитель, металл) в среднем подорожали на 30%», – отметили в компании, и добавили, что основным критерием при выборе застройщика остаются опыт и наличие сданных объектов, а не низкая стоимость.
С коллегами согласен и Эдуард Камалетдинов: «Основная часть обанкротившихся застройщиков последних лет в республике – это не профессиональные строители, а в основном представители различных отраслей экономики, посчитавшие, что можно быстро и просто преуспеть в этом деле».

Маркетолог ГК «КирпичХолдинг» Динар Нуретдинов рассказал, что повышение НДС стало отправной точкой в целой цепочке факторов, повлиявших на конечную цену продукта.
«Во-первых, у нас возросли расходы на составляющие производства – добыча и транспортировка сырья, компоненты, обслуживание оборудования, ГСМ, газ, электроэнергия, упаковочные и другие расходные материалы. Произошла вынужденная индексация заработной платы. Во-вторых, отдельным фактором, влияющим на цену продукции на объекте покупателя, является транспортировка готовой продукции до объекта. Мы осуществляем доставку как на собственном автотранспорте и организовываем логистику, нанимая сторонних автоперевозчиков. У автоперевозчиков также увеличилась затратная часть, были введены новые виды контроля (например, ПЛАТОН), усилился весовой контроль», – рассказал он и добавил, что прогнозировать ситуацию на рынке на ближайшие несколько лет сложно.
Опрошенные эксперты сходят во мнении, что в тех ситуациях, где строительный бизнес сам выступает потребителем товаров и услуг, избежать повышения затрат не получится. И в такой конкурентной сфере, как строительство, рост цен может обернуться стагнацией, уменьшением предложения и неизбежным удорожанием квадратного метра.