Цифровой патруль
Из-за пандемии коронавируса в ряде регионов принято решение использовать IT-технологии для надзора за соблюдением гражданами режима самоизоляции. В Башкирии в настоящее время запущен только портал doroga02, где водители могут регистрировать свои поездки. Региональные власти заявили, что в республике теоретически готовы перенять опыт других субъектов, но пока ничего использовать не намерены. Опрошенные эксперты считают, что все имеющиеся для этих целей платформы, приложения и схемы объединяет плохая проработанность.
По информации мэра Москвы Сергея Собянина, с 22 апреля пропускной режим в столице становится полностью автоматизированным. Контролировать передвижение будут, в том числе, и при помощи ГИБДД.

Ездить разрешается только на тех автомобилях, которые внесены в цифровой пропуск, без регистрации в базе владелец машины будет считаться нарушителем. Передвижение в общественном транспорте будет разрешено теперь только по проездным билетам или картам «Тройка», «Стрелка», номера которых также зарегистрированы в системе цифровых пропусков. Действие остальных будет приостановлено до 1 мая.

Вносить данные об автомобиле или проездном билете нужно также и тем, кто может передвигаться по служебному удостоверению – например, военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов.

«Однако в целях упорядочения передвижения по городу они должны зарегистрировать на сайте mos.ru номера своих личных/служебных машин, а также электронных карт. Если потребуется внести изменения, сделать это можно будет в том же порядке», – сказано на сайте главы мэрии Москвы.

На портале также отмечается, что для поездок на такси нужно будет получить специальные буквенно-числовые коды – в том же порядке, что и цифровые пропуска.

«Каждый российский регион пошел своим путем: где-то пропуск надо было получать по SMS, где-то в приложении. Все эти опыты объединяет одно — крайне плохая проработанность. Практически все сервисы работают нестабильно, регионы, запустившие у себя приложения для смартфонов, не подумали о людях без них или с устаревшими моделями. В день запуска портала ДИТ Москвы под нагрузкой упал не только сервис выдачи пропусков, но и масса других, использующих те же мощности — от Госуслуг до сервисов дистанционного школьного образования. Наконец, большинство сервисов никак не проверяет вводимые данные: в Нижнем Новгороде можно отправить заявку на выгул крокодила, в Москве — получить безлимитный пропуск в качестве сотрудника любой случайно выбранной организации, в Казани — отправить SMS с разрешением самому себе. Все это, особенно в сумме с путаными объяснениями властей, которые то советуют получить пропуска всем, то грозятся карами, подрывает доверие граждан к подобным системам — люди начинают считать, что все это просто фиговый листок», – считает руководитель службы научно-технической экспертизы партии прямой демократии Олег Артамонов.

В настоящий момент власти Башкирии не намерены использовать IT-технологии для надзора за соблюдением гражданами режима самоизоляции. Хотя председатель совета директоров ИА «Башинформ» Ростислав Мурзагулов ранее сообщал, что такая возможность на практике есть, и телеком-операторы уже готовы. Пока что в регионе для отслеживания статистики применяют сервисы Яндекса и данные об использовании транспортной карты «Алга».

В республике для контроля пока что запущен только сервис регистрации поездок на личном автомобиле doroga02.ru, разработанный министерством цифрового развития государственного управления Башкирии. Сервис позволяет жителям региона официально получить разрешение на передвижение на личном автомобиле «по уважительным причинам», среди которых, к примеру, похороны, рождение ребенка, уход за тяжелобольными, визит в медицинское учреждение, поездка на дачу, а с недавних пор даже на охоту. Возможность поездки предоставляется один раз в сутки продолжительностью не более 90 минут, а для поездки на дачу или в сад – один раз в сутки для поездки туда и обратно.

В случае, если сотрудник Госавтоинспекции в пути остановит водителя, ему нужно предоставить информацию с регистрацией поездки на портале и устно подтвердить ее цель.

Если же в регионе запланируют усилить контроль за передвижениями граждан, то, по мнению опрошенных экспертов, для этого не потребуется много времени и сил. Руководитель службы научно-технической экспертизы Партии прямой демократии считает, что, с одной стороны, у республики «не будет второго шанса произвести первое впечатление», и сервис должен заработать с первой попытки. С другой, отмечает эксперт, есть довольно много уже отработанных платформ и технологий, которые позволяют запустить систему довольно быстро.

«В Башкирии технически готовы, и, если появится, например, соответствующее распоряжение Конституционного суда, должны будут это сделать», – отметил руководитель группы по кибербезопасности Softline в ПФО Сергей Сенютин.

Время на внедрение позволит сэкономить также тот факт, что везде в регионах используется единый стандарт. Предположительно, на реализацию технологий слежки уйдет от двух до трех недель.

«Минимальный срок, в течение которого можно реализовать такое решение, - две недели: неделя на разработку и реализацию приложения, еще неделя на его одобрение у Apple и Google. Этот процесс сейчас замедлился, поскольку сотрудники обеих компаний тоже находятся на самоизоляции по домам. Вариантов решений несколько. На мой взгляд, лучшее - это QR-коды», – поясняет генеральный директор сервиса «Где мои дети» Вадих Гиниатулин.